Направления психотерапии

Направления психотерапии

В море современных подходов и теорий психотерапии можно выделить три основных направления:
— психодинамическое, куда входит психоанализ, характерологический анализ, личностно-ориентированная терапия,  и другие.
— поведенческое, куда входит когнитивно-поведенческий подход, нейро-лингвистическое программирование, рационально-эмотивная терапия и другие.
— гуманистическое, также называемое экзистенционально-гуманистическим, феноменологическим и опытным, куда входят клиент-центрированный подход, гештальт-терапия, логотерапия и другие.
Каждое из направлений имеет свой особый взгляд на личность и психологические проблемы и логически связанную с этим собственную систему психотерапевтических воздействий. В рамках каждого из трех основных направлений существует разнообразие школ, но основные теоретические подходы являются общими.


Психодинамическое направление


Психодинамическое направление психотерапии
Психодинамическое направление базируется на классическом психоанализе Зигмунда Фрейда и исходит из динамического понимания психических процессов как согласованной работы или борьбы друг с другом душевных сил.

Личность человека Фрейд сравнивал с айсбергом, верхнюю часть которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. Исходя из своего понимания личности, он выделял в ней три компонента, которые как раз и могут вступать в конфликт друг с другом:
1) «ИД» (ОНО) — резервуар бессознательной энергии либидо (от лат. «влечение», «желание», «стремление»). З.Фрейд сравнивал либидо с эросом Платона и определял его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Среди инстинктов, входящих в «ИД», Фрейд особо выделял инстинкт удовольствия и инстинкт разрушения. Он подчёркивал, что инстинкты стремятся к немедленному удовлетворению, не взирая на социальные нормы и права, желания, чувства других людей.
2) «ЭГО» (Я) — это разум. «ЭГО» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Оно стремится привести к компромиссу неразумные желания «ИД» с требованиями реального мира. Это позволяет «ЭГО» защищать человека от бессознательных энергий, которые могут ему нанести физический и эмоциональный ущерб, от тревоги и чувства вины, исходящей из «СУПЕР-ЭГО». Среди механизмов защиты выделяют сублимацию, рационализацию, интеллектуализацию, проекцию, отрицание, вытеснение, образование реакции и др.
3) «СУПЕР-ЭГО» (СВЕРХ-Я) — наша совесть. «СУПЕР-ЭГО» развивается в процессе воспитания и включает в себя родительские и социальные ценности, моральные установки, наши «надо» и «нельзя».

Здоровая гармоничная личность характеризуется малым количеством внутрилечностных конфликтов или эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к психологическим проблемам или психическим заболеваниям.

В теории личности З.Фрейда ключевую роль играет бессознательная энергия либидо, поэтому картина психодинамического направления будет неполной, если не рассказать о теории психосексуального развития. По мнению автора, в процессе взросления происходит смещение области концентрации энергии либидо по телу человека. В зависимости от особенностей протекания и сбоев в развитии либидо формируется характер человека, обусловливаются здоровые стороны личности и психические расстройства. В теории психосексуального развития З.Фрейдом определены следующие стадии:
1) оральная стадия (от рождения до  1,5 лет) — удовольствие концентрируется в области рта, что необходимо для сосания материнской груди;
2) анальная стадия (от 1,5 до 3,5 лет) — связана с приятными ощущениями, получаемыми ребёнком во время дефекации, и необходимостью контролировать этот процесс;
3) фаллическая стадия (от 3,5 до 6 лет) — исследование своего тела и половых органов, формирование Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек, принятие половой роли и развитие «СУПЕР-ЭГО»;
4) латентная стадия (от 6 до 12 лет) — в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребёнка, перенимается культурный опыт и устанавливаются дружеские отношения;
5) генитальная стадия (от 12 лет) — происходит пубертатное созревание и формирование зрелых сексуальных отношений, создание семьи.

В психодинамическом направлении личностный рост и поведение объясняются бессознательными психическими процессами, а невроз (и нарушения личности) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Поэтому основная цель психотерапии — это осознание и разрешение внутренних эмоциональных конфликтов, которые возникают в наиболее ранних отношениях, определяющих субъективное значение последующего опыта и воспроизводящихся в последующей жизни. Осознание достигается за счет толкования свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализа сопротивления психотерапевтическому воздействию и переноса значимой фигуры из прошлого клиента на личность психотерапевта. Вообще отношения между психотерапевтом и клиентом в течении терапии играют особую роль, поскольку в них проявляются чувства и убеждения к значимым фигурам из раннего опыта клиента (перенос) и терапевта (контрперенос). Анализ этих явлений состовляет основную конву психотерапевтического взаимодействия. В основе же психотерапевтического воздействия лежат четыре специфических процедуры: конфронтация, прояснение, интерпретация и прорабатывание (длительное исследование сопротивления и интерпритаций). Всё это способствует проявлению и исследованию бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр.

Можно принимать или не принимать, разделять или не разделять основные положения психоаналитической теории, но невозможно не видеть обоснованности каждого шага психоаналитика определенными теоретическими взглядами.

В итоге психодинамической терапии происходит осознание бессознательного и победа «ЭГО» над «ИД». „Где было «ИД», там будет «ЭГО»“, — писал Зигмунд Фрейд.


Поведенческое направление


Поведенческое направление психотерапии
Поведенческое направление базируется на теории условных рефлексов И.ППавлова и теории оперантного обусловливания Б.Ф.Скиннера. Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Нормальное развитие личности связывается с освоением адаптивного поведения, а невротический симптом и личностные расстройства понимаются как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного или никакого научения. Поэтому психотерапия направлена на научение, т.е. замену неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий поведенческого направления (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение).

Психотерапия начинается с детального анализа поведения: что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Психотерапевта не интересуют причины возникновения проблемы, для него важны лишь измеряемые и наблюдаемые характеристики.

Выбрав поведение, которое необходимо исправить, он разбирает, что поддерживало его формирование и может помочь исправить его. После этого составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий.

Представители поведенческого направления убеждены, что для устранения проблемы достаточно избавить человека от её симптомов. Поэтому и психотерапия направлена исключительно на исправление поведения.

В ходе развития поведенческого направления терапевты стали учитывать между стимулами и ответными реакциями так называемые «промежуточные переменные» — влияния среды, потребностей, навыков, наследственности, возраста, прошлого опыта и, в первую очередь, когниции (мысли, убеждения, представления, которые управляют эмоциями и поведением).

Основатель когнитивного подхода Дж.Келли пришёл к выводу, что важны не сами интерпретации, а то, что они позволяют мыслить и понимать по-новому. Корень же всех проблем он видел в том, что люди попадают в западню неадекватных способов мышления. Поэтому начал разрабатывать методы по их коррекции.

В дальнейшем появилось и когнитивно-поведенческая терапия, в ходе которой специалист не интересуется причинами проблемы и прошлым клиента, а разбирает актуальное поведение и что человек думает о себе и о мире в настоящем. Психотерапевт обучает клиента адаптивным стратегиям поведения и эффективным способам мышления, предоставляя домашние задания для отработки навыков, полученных в процессе терапии.

В то же время такие психотерапевты оставляют без внимания личность клиента и, соответственно, не используют в своей работе теории личности, поскольку специалистам, придерживающимся поведенческого направления, человек представляется как некая «животная машина», которую можно выдрессировать и запрограммировать, а психологические проблемы — как ошибки дрессировщика или сбои в программах.

Таким образом, у Павлова психотерапевты научились обучать клиентов адаптивным моделям поведения, благодаря Скиннеру узнали, что поощрение эффективнее наказания в формировании желательного вида поведения, из теории социального научения А.Бандуры уяснили, что одно лишь наблюдение позволяет формировать новые стереотипы поведения, а в дальнейшем стали использовать теории когнитивного научения и переработки информации.

Соответственно и методы поведенческого направления развиваются и совершенствуются. Основными считаются систематическая десенсибилизация, имплозивная терапия, ролевой тренинг, имитационное научение, регистрация мыслей, отдаление, переоценка, эксперименты и мн.др. Но не имея четких представлений о научно-психологических основах того или иного метода, невозможно применять его эффективно.

Поведение психотерапевта в рамках этого направления тоже строго обусловлено теоретической концепцией.


Гуманистическое направление


Гуманистическое направление психотерапии
Гуманистическое направление психотерапии базируется на таких теориях и подходах, как: гуманистическая психология (А.Маслоу),недирективная клиент-центрированная психотерапия (К.Роджерс), психологическое консультирование (Р.Мэй), гештальт-терапия (Ф.Перлз), логотерапия (В.Франкл) и др. Сущностное ядро этого направления заключается в понимании человека как уникальной личности с врождённой потребностью в развитии своих оптимальных способностей, личностном росте и реализации своего потенциала. Хотя среда и может блокировать развитие, но человек, считается здесь, всегда борется, открывает новые возможности, активно изменяет свою жизнь, самоутверждается, имеет почти безграничный потенциал к позитивному росту. Представители гуманистического направления искренне верят, что люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Основной же целью в жизни, как видят они, для человека является самоактуализация и самореализация. Именно невозможность «стать настоящим» и реализовать свой заложенный от природы потенциал и приводит к неврозу, нарушениям в поведении и эмоциональной сфере, проблемам в отношениях и жизни в целом. Блокирование потребности в самоактуализации и самореализации происходит в следствии искажения восприятия и плохого осознавания чувств, недостаточного самопонимания и принятия себя, недостаточной целостности Я. Поэтому основной целью гуманистической психотерапии является создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также наиболее полной интеграции тела, психики и духа, что и помогает в избавлении от психологических проблем и открытию возможностей для самоактуализации и самореализации.

В этом свете необходимо заметить, что под призывом «Будь самим собой!» на самом деле подразумевается не то, чтобы гордиться своим «болезненным» состоянием — ленью, депрессией, раздражительностью, иными эмоциональными проблемами, склонностью к изменам, алкоголю и другому девиантному поведению, — а, напротив, быть добрым, любящим, стремящимся всегда к личностному росту и самореализации, т.е. быть человеком в том понимании, которое имеется у представителей гуманистического направления, коротко, быть «венцом природы», а не «безответственным животным».

В гуманистической психологии считается, что только самоактуализирующийся (от лат. actualis — настоящий) человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.

Например, А.Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты: более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью; принятие (себя, других, природы); непосредственность; простота; естественность; сосредоточенность на проблеме (в противоположность эго-центрированности); способность обособиться; потребность в уединении; автономия; независимость от культурных штампов и окружения; сохраняющаяся свежесть восприятия; мистический и вершинный опыт; чувство общности с другими; более глубокие и проникновенные взаимоотношения; демократичность; способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое; философский, незлобный доброжелательный юмор; креативность; сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

Одним из важнейших аспектов, с которым работает гуманистический психотерапевт, является способность человека контактировать с реальностью. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, — феноменологией. Согласно этому подходу каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. И именно это глубоко личностное переживание реальности в каждый данный момент и определяет поведение человека, а не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды. Оно позволяет человеку полностью  управлять собой и делать свой уникальный выбор, свободный от чуждых требований и мнений, ибо, по мнению Жана Сартра, «человек — это его выборы». Сторонники этого подхода убеждены, что ощущение счастья и гармонии связано именно с восприятием мира как дружелюбного, безопасного и принимающего, а причины депрессий и тревожных расстройств они видят в пессимистическом отношении к жизни, когда мир кажется опасным и враждебным. Феноменологи сосредоточиваются на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. Поэтому гуманистические психотерапевты предоставляют право самостоятельно решать клиенту, что думать и как себя вести, какие цели достигать в процессе психотерапии и в жизни, неся полную ответственность за свои выборы и обучаясь твёрдо «стоять на собственных ногах».

Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.

Отношения между психотерапевтом и клиентом не похожи на отношения врача и пациента, как в психодинамическом направлении, или учителя и студента, как в поведенческом направлении, они представляют из себя глубоко личный контакт двух равных людей, при котором специалист создаёт условия для раскрытия и развития человека, обратившегося за помощью. Тут важнее не то, что психотерапевт делает, а контекст психотерапии, и не то, что психотерапевт говорит, а то, что он из себя представляет, на сколько он сам «стал настоящим». Считается, что гармонизация психологического состояния и личности человека происходит не вследствие применения специфических техник, а вследствие переживания им психотерапевтических отношений, в которых он чувствует безусловное принятие и поддержку.

В течении всего процесса психотерапии специалист придерживается трёх ключевых принципов: эмпатии, принятия и конгруэнтности.
1) Эмпатия — это не просто сочувствие, это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери себя. Психотерапевт не просто понимает, что чувствует в настоящий момент клиент, но и демонстрирует это. В то время как представители других подходов рассматривают клиента со стороны, эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что человек переживает, и желания понять, как выглядит мир с точки зрения клиента. В этом случае и клиент начинает больше обращать внимание на свои чувства и отношения с реальным миром.
2) Принятие или «безусловное позитивное отношение» — это прежде всего искренняя забота о клиенте, доверие в выборе путей решения проблемы и вера в его способность изменяться и самосовершенствоваться. Психотерапевт принимает клиента, как равного человека, не осуждая и не ставя диагнозов, не взирая на то, каким бы «плохим» или «странным» это ни казалось. Специалист может не одобрять всё, что говорит клиент, но он принимает это как реальную часть анализируемого человека.
3) Конгруэнтность — это согласованность между тем, что психотерапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение специалиста и эмпатия являются настоящими, а не деланными. Переживание конгруэнтности психотерапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Таким образом, в процессе психотерапии: а) два человека состоят в глубоко личном контакте; б) клиент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным; в) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях; г) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту; д) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента; е) клиент переживает безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.

В гуманистическом направлении усилия психотерапевта нацелены не на отдельные изолированные аспекты, процессы, проявления, а на личность клиента в целом. Поэтому в результате психотерапии человек становится не просто более уверенным в себе, но и начинает лучше осознавать себя, свои чувства и потребности, он принимает себя и обретает способность чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть по мнению других. Он всё больше полагается на собственные ощущения и собственное мнение, что позволяет ему быть более спокойным и продуктивным, держаться более комфортно и естественно с другими людьми. Ему становится проще выражать свои чувства, особенно ранее подавляемые и блокирующие его развитие, принимать безусловное положительное отношение со стороны психотерапевта, без какого бы то ни было чувства угрозы, и проявлять подлинную эмпатию к другому человеку. Он обретает всё большую свободу в своей жизни, способность быть ответственным за себя и возвращается к естественному позитивному росту.


Добро пожаловать на психотерапию к профессиональному психологу-психотерапевту Евгению Александровичу Седову — и будьте уверены в результате!


Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий