257. ФУНДАМЕНТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА


ВОПРОС ПСИХОЛОГУ:

Доброе утро, Евгений Александрович. 

У меня есть две дочери. Одной 16 лет, другой будет 10. Хочу поговорить о младшей. 

Наверное, стоит описать её. Она ПОЛНАЯ противоположность старшей. Если старшая в детстве не любила спать, то она любила. Могла играться, играться и заснуть. Солнышко улыбчивое, смешная. С едой проблем не было... 

Проблем не было до того момента, пока не пошла в садик. Ей очень сложно было со мной расстаться, она плакала, цеплялась за меня. И в один момент она перестала есть в саду, вообще не стала. Ела только батон, хлеб и пила воду. Ну я понимаю день-два, а это неделями, месяцами. И воспитатели ничего не делали, не уговаривали. Приходила домой — не могла наесться. Это не один случай в саду. 

Я ей сказала, что ремонт в саду и мы временно перейдем в другой садик. Я перевела ее в другой сад. Там её приняли дети хорошо. Там она начала кушать. 

Всё было вроде бы ровно. Но в 6 лет, когда началась подготовка к школе, она начала грызть ногти и, иногда я замечала, выдирать волосы. Я с ней вначале поговорила. Она всё равно продолжала. Потом стали ругать. Пришлось даже ударить по рукам. Ногти перестала грызть. 

Пошли в 1 класс... И началось... Стала выдирать волосы, ресницы, брови... Я уговаривала, показывала картинки в интернете, говорила, что ты некрасиво выглядишь и что дети могут дразнить, если увидят. Она смотрела с ужасом на всё, но... продолжала делать. Говорю: «Почему?» Но после того, как это происходит?» — она не помнит, как это сделала. 

Во втором классе я повела её к психологу. Она провела с нами беседы и сказала несколько способов, как снять стресс, и она решила, что корень проблемы в том, что ребёнок чувствует себя лишним в семье, что её не любят. Но это не так. Дала книгу почитать о том, как нужно любить детей. Книга хорошая, не спорю, многое я из нее стала применять. Но проблема не исчезла. 

Летом всё хорошо, у нас на месте волосы, ресницы, брови. Но когда начинается школа, это возобновляется. Поэтому для себя я решила, что проблема в том, что она боится и переживает по поводу учебы. Был последний раз, когда она вырвала волосы на висках с двух сторон, когда писали контрольную. Я разозлилась, схватила ее за волосы, подвела к зеркалу и сказала: «Смотри, в кого ты себя превратила!» После такого, она попросила отстричь волосы (в том числе и закрыть вырванные места) и сказала, что больше не будет этого делать. 

Сейчас лето, всё отрастает, но я с ужасом жду школы, что это снова повторится. 

По характеру она ДРУГАЯ, не такая, как все дети. Она не по возрасту взрослая, понимающая, сочувствующая. Всегда всем делает подарки на дни рождения, открытки своими руками. Фантазёрка, на месте не сидит, то и дело чего-то изобретает. Сейчас увлеклась видеоблогами, снимает видео. Не глупая, но невнимательная. Витает в облаках, и это ей мешает. 

Пробовала давать таблетки совместно с врачом, но для меня это не выход. 

Как можно помочь ребёнку справиться со стрессом? 

Ей советовали мять в руках что-либо, писать на бумагу неприятные моменты (раздражители), заниматься физическими упражнениями, дабы снять стресс. Она это делала. Я купила ей кучу антистрессов, чтобы в школе были под рукой. Но это, видимо, не очень помогает. Дети растут, и я боюсь, что её начнут дразнить в школе и станет еще хуже. 

ОТВЕЧАЕТ ПСИХОЛОГ ЕВГЕНИЙ СЕДОВ: 

Добрый день, Ольга. 

Я искренне удивлён тем, что школьный психолог так поверхностно подошёл к проблеме Вашей дочери. Всё-таки проблема аутоагрессивного поведения очень серьёзная и, главное, есть большое количество методик как диагностики, так и психокоррекции аутоагрессивного поведения у ребёнка. Тут явно недостаточно убрать стресс из жизни девочки, что в принципе невозможно. Тут необходимо научить её успешно адаптироваться, справляться с переживаниями и правильно вымещать свою тревогу, злость, раздражительность. 

Саморазрушающее поведение — биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. 

При аутоагрессивном поведении дети часто выдёргивают волосы, ограничивают себя в пище, ругают и наказывают. Тут сразу отмечу, что нельзя наказать за наказание, наказать человека за то, что он себя наказал некрасиво (лучше так сформулировать в вашем случае). Трудная контрольная вызывает раздражение. Это абсолютно нормальная реакция. Теперь важно, куда это раздражение будет направлено. На тетрадку — бессмысленно. На учителя — нельзя. И ребёнок начинает себя истязать в наказание за то, что волнуется, за то, что не знает, за то, что мама расстроится. А в это время нужно возникшую энергию пустить в конструктивное русло: успокоиться, сосредоточиться, вспомнить, выполнить задание, пусть даже на пальцах посчитать или какой-то иной оригинальный способ придумать, но выполнить. То же самое происходит и при общении со сверстниками: вместо того, чтобы отстоять своё мнение, свои желания, а зачастую и просто поговорить с одноклассниками, ребёнок с аутоагрессивным поведением злится на себя за то, что не может это сделать, не умеет этого, и наказывает. И тут очень важный момент — не умеет. 

И если ребёнок чего-то не умеет, этому его нужно научить. Научиться успешно адаптироваться в новом коллективе, научиться общаться со сверстниками, научиться конструктивным образом подходить к решению контрольной. Для этого созданы адаптационные тренинги, методика формирования умственных действий и т.п. Ребёнок должен научиться проявлять весь спектр чувств, в том числе недовольство, раздражительность, злость. Где-то достаточно сказать корректно и спокойно: «Нет. Спасибо». В другом месте — попросить не шуметь. А в третьем — признаться, что боится и очень волнуется. Так ребёнок сможет научиться гораздо эффективнее коммуницировать с окружающими, адаптироваться в коллективе, решать поставленные задачи. 

Услышьте, пожалуйста: научить! Не бумажки рвать и пластилин мять, теряя время, силы, нервы, возможности. А учиться конструктивно использовать возникающую энергию. Пускать её не на саморазрушение, а на решение поставленных задач при адаптации и общении с окружающими, при отстаивании своих желаний, при написании контрольных. 

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Но аутоагрессивное поведение ребёнка далеко не всегда является показателем того, что в семье его не любят. Вполне может случиться, что любви предостаточно, но родители регулярно ругаются между собой или наказывают старшего ребёнка, мама не уделяет себе внимания, не демонстрирует правильную модель любви к себе, кто-то из родных обладает аутоагрессивным поведением, например, ругает себя, или может сработать такая схема, когда ребёнок считает, что мама ему уделяет слишком много внимания, другим же достаётся из-за этого гораздо меньше материнской любви, или он просто боится расстраивать родителей. Вариантов нарушений семейных отношений есть очень много. Их нужно выявлять и нейтрализовывать. 

Вот вы пишете, что она сочувствующая девочка и дарит всем подарки, чем отличается от других ребят. Но не является ли это следствием привычки заслуживать любовь, заслуживать хорошее отношение к себе, что она могла впитать только в семье? То есть опять-таки ей не хватает безусловной любви, она боится потерять хоть какую-то любовь и стремиться «купить» капельку тепла. 

Вторая группа причин связана с неумением адаптироваться в коллективе сверстников. И хотя часто об этой причине говорят при возникновении аутоагрессивного поведения у подростков, но ребёнок и более младшего возраста может страдать от неумения общаться в новом коллективе, что может стать спусковым крючком для развития аутоагрессивного поведения. 

Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека, отличаются недостаточно бережным отношением к собственному телу. 

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции: навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации. 

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи, попадают в созависимые отношения, совершают попытки суицида. 

Вам необходимо уже сейчас разобраться с причинами возникновения аутоагрессивного поведения, с обучением новым конструктивным навыкам обращения с возникающими тревогами, раздражительностью, недовольством, помочь ребёнку освоить новые знания, умения, навыки не только по школьным предметам, но и значимым для успешной адаптации в коллективе, для комфортного общения со сверстниками и учителями, для нормальной социализации. В ином случае последствия могут быть очень тяжёлыми. Может появиться желание наносить порезы, раздирать кожу, выбрить голову. Может развиться предсуицидальный синдром и виктимное поведение, при котором человек бессознательно ищет и обязательно находит возможность стать жертвой преступления (изнасилования, избиения, грабежа и т.п.), принимая это как должное, даже с удовлетворением, обосновывая тем, что природа, Вселенная, Бог справедливо его наказали. 

Присмотритесь, пожалуйста, и к своему поведению внимательнее. Проблема аутоагрессивного поведения у вашей дочери возникла не вчера, но вы сначала закрывали глаза на происходящее, затем нашли временное решение, ведь перевести в другой детский садик — это не вылечить, а лишь на время уклониться, затем вновь старались не замечать, ничего не предпринимать для исцеления ребёнка от опасных тенденций в поведении на протяжении нескольких лет, виня её в этом, пугая и наказывая, даже к школьному психологу вы обратились лишь во втором классе, хотя можно было бы бить тревогу гораздо раньше, да и спустя несколько лет, когда дочь вот-вот перейдёт в подростковый период со своими сложностями, вы не спешите решать её проблему всерьёз, а обращаетесь за бесплатными советами в интернете. Обратите внимание на то, как вы сами расходуете энергию, которая, наверняка, появляется от тревоги за дочку. Но вы не тратите её на решение проблемы, а выкидываете куда-то в сторону или даже пугаете и бьёте её. Это всё равно что бить раненного товарища, якобы стремясь вылечить его таким способом, а ведь психологические травмы могут быть и потяжелее физических. Поэтому аутоагрессивоное поведение девочки — это не её личная, а семейная проблема. 

Вы можете посетить мои онлайн консультации по Skype индивидуально или вместе с дочерью для более глубокого анализа вашей ситуации и комплексной психокоррекции аутоагрессивного поведения. 

Из книги "Психолог на связи" (Е.А.Седов, 2017).

Добро пожаловать на профессиональные консультации и психотерапевтические занятия к опытному психологу, сексологу и гештальт-терапевту Евгению Александровичу Седову

Задать свой вопрос, уточнить детали и записаться на конфиденциальный приём можно ВКонтакте или по электронной почте info@easedov.ru

Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru