Станьте специалистом, которого ИЩУТ!


В наш стремительный век прогресса всё сложнее поддерживать конкурентоспособность и оставаться на плаву. Многие находятся сейчас в состоянии поиска работы, причём хорошей. Но для того, чтобы устроиться на достойное место, нужно соответствовать ему. Почему-то часто люди выдвигают требования к потенциальным работодателям, это же касается и личной сферы жизни, но сами себя они не оценивают адекватно и не желают работать над собой.

Как же стать человеком, в котором нуждаются, и полностью изменить свою жизнь к лучшему?

Об этом спросим у профессионального психолога Евгения Александровича Седова.

— Евгений Александрович, какой специалист ныне нужен современным работодателям, на ваш взгляд, в любой сфере? Кого ищут нынешние рекрутеры?
— Очень важно понимать, что в каждой профессии есть своя специфика. И от каждого специалиста требуют свое. Есть такие профессии, где в первую очередь обращают внимание на самооценку человека, его харизму и умение общаться с людьми. В других сферах очень важно для работодателя, чтобы можно было эффективно использовать нового сотрудника, а значит, он должен быть не совсем уверенным в себе или легко поддаваться на манипуляции.

— Что вы имеете ввиду?
— В любых профессиях, где происходит эксплуатация личности, есть так называемый мелкий персонал, на который можно прикрикнуть, и он будет работать. В этих сферах приветствуется услужливость и готовность прибегать по первому зову. Тут всё зависит от того, какого уровня человек хочет достичь и как себя позиционирует.

— А если у человека на данный момент нет возможности устроиться на хорошее место? Значит, ему нужно идти по этому пути, устраиваться в сферу мелкого персонала? Мыть полы, подавать кофе, мыть посуду и т.д.?
— Для того чтобы выжить в современной непростой экономической ситуации, да, человек может устроиться на такую простую работу. В то же время, чтобы занять более высокие положения, необходимо развивать свои умения и навыки и расширять связи. Потому что в нашем мире связи решают всё.

— То есть днем мыть полы, а ночью изучать онлайн курсы иностранных языков? Если у человека просто не останется времени и сил на обучение и приобретение тех самых связей? К тому же при уборке в помещениях его самооценка окончательно упадет и возникнет комплекс, что больше он ни на что не годен...
— Если у человека есть цели в жизни, то он эту работу будет рассматривать лишь как ступень, а значит, с самооценкой у него будет всё хорошо.

— А как эта работа поможет ему потом в карьерном росте? Не будут ли работодатели крутить носом потом, думая, что он ни на что больше не годен, раз пошел на такое место, или, наоборот, станут уважать, ибо он не сидел на месте? Как объяснить рекрутерам, что у него не было другого выхода?
— Адекватный уровень самооценки не предполагает, что человек начинает оправдываться за свое прежнее место работы. Он спокойно об этом говорит как о промежуточном этапе своего профессионального опыта и может подчеркнуть сильные стороны такого опыта.

— Вы очень грамотно даете советы. А как тогда, возникает вопрос, грамотно пройти собеседование, ведь ни для кого не секрет, что работодатель часто устраивает проверки соискателю и порою даже экстремальные?
— Безусловно, для каждого собеседования нужно готовиться по особенному. Но есть пять основных рекомендаций, которые позволят пройти даже самое изощрённое собеседование и устроиться на работу своей мечты.
1. Разузнайте заранее информацию о компании и о тех людях, которые будут общаться с вами на собеседовании — характер, интересы, ценности, в том числе информацию личного характера. Это поможет быстрее найти общий язык.
2. Оденьтесь опрятно и по возможности согласно дресс-коду компании. Хорошо, если вы учтёте в стиле и цвете предпочтения интервьюера и директора.  
3. Будьте спокойны, уравновешенны — таким людям больше доверяют. Эффективность и безопасность для компании — основные критерии! 
4. Продемонстрируйте свою ответственность, гибкость и бесконфликтность, готовность идти навстречу руководству. А в творческих коллективах — ещё и компанейскость.  
5. Покажите, что вы действительно являетесь ценным кадром для компании, что ваши профессиональные качества и опыт помогут её развитию. Продемонстрируйте, что вам интересна именно компания, работа во благо коллектива, а не то, что вы — гениальный выскочка, который просто ищет плацдарм для своих смелых экспериментов. 

— Блестяще! Вы раскрываете очень много полезного и это делаете простым языком. А как человеку понять, чего он хочет добиться, и не зависнуть на промежуточном этапе? Ведь часто люди годами так и остаются мелкими сошками, которых эксплуатируют, и не развиваются, просто потому что мало понимают, чего могут достичь, и не верят в себя... Как повысить самооценку?
— Сначала нужно понять, каковы причины снижения самооценки. Возможно, это берёт свое начало еще из детства — насмешки сверстников и даже учителей, дескать, вы ни на что не способны. Может быть, дело в бывших коллегах, которые насмехались над вами за спиной. Или в личных отношениях. Здесь нужна полноценная психологическая работа над собой, чтобы скорректировать уровень самооценки. Процесс очень сложный и важный. В идеале нужна помощь профессионала.

— То есть сразу лучше прийти на прием к психологу и искоренять все эти внутренние проблемы и комплексы?
— Естественно, да. Если вы хотите научиться писать, то вы идете в школу, если вам нужно приобрести навыки общения, эффективной презентации себя, ведения переговоров, то этому также нужно учиться.

— То есть получается, когда человек обвиняет работодателей в том, что они его не ценят, и жалуется на то, что не может найти хорошую работу, он по сути ничего для этого и не делает?
— Он, может, и делает, но зачастую не то, что приводит к цели... У психолога можно разобраться в себе и овладеть базовыми навыками преобразования своей жизни. В институтах такому не учат. В учебных заведениях дают знания, умения, навыки, связанные с профессией. Но, как быть успешным в ней, человеку приходится разбираться самостоятельно или с помощью наставника! А это уже полноценная работа...

— Спасибо большое, Евгений Александрович, за ваши советы, рекомендации. Удачи вам в вашем деле и благодарных клиентов!
— Всем успехов и больших профессиональных достижений.

Беседовала: Виктория Седова (Евлампиева) 
Отвечал: психолог Евгений Седов 

Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru