Обучение навыкам (17*) Самоубийство России


Работа по предотвращению суицидальных намерений должна включать в себя обучение многим умениям и навыкам. Таким как:

1. Изменение системы ценностей суицидента. Увеличение ценности жизни. Развитие чувство долга и обязательности. Усиление культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его.

2. Развитие представлений о неиспользованных жизненных возможностей. Расширение творческих планов, тенденций, замыслов. Усиление эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

3. Развитие адекватного отношения к собственной личности, повышение саморегуляции, самоуважения и самооценки.

4. Улучшение понимания личностью собственного "Я", своих чувств и переживаний, выявление конфликтующих эмоций.

5. Обучение навыкам и умениям преодолевать депрессивные проявления, стресс, страхи, чувство безнадежности и тревогу.

6. Выработка адекватных способов реагирования и снятия напряжения в психотравмирующей ситуации.

7. Выработка внутренней свободы и ответственного отношения к своей жизни, поведению и чувствам,

8. Развитие умений глубокого осознавания своих истинных потребностей и коррекции относительно этого своих целей и приоритетов.

9. Развитие умений заботиться о своём психологическом состоянии и умений просить помощи, в том числе и у специалистов социальных служб, например, телефона экстренной психологической помощи.

10. Усиление рациональных сторон личности и навыков глубокого анализа механизмов суицидальных намерений и попыток.

11. Развитие навыков понимания проблемной ситуации и её причин.

12. Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальные желания.

13. Развитие умений справляться с агрессивными и аутоагрессивными тенденциями в поведении.

14. Избавление от установок, разрешающих суицидальные попытки.

15. Формирование адекватного отношения к жизни и смерти, изменению инфантильного подхода к данной проблеме.

16. Умение исследовать психологический смысл суицида и выявлять основные фрустрированные потребности.

17. Умение исследовать жизненный стиль личности и реориентацию, которая понимается как расширение спектра возможностей и поиск новых ориентиров в жизни.

18. Расширение знаний по теме самоубийства, информирование о психологических особенностях формирования суицидальных намерений и особенностях поведения отчаявшегося человека, имеющего суицидальные намерения.

19. Избавление от суицидальной склонности.

Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить клиента (а) думать об иных способах решения проблемы и (б) отвлекаться от суицидальных желаний, используя различные техники отвлечения внимания (Meichenbaum, 1977).

20. Научение методам выработки мотивации на достижение успеха. Развитие умений реализовывать поставленные цели и решать запланированные задачи.

21. Овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки и её восприятия.

22. Выработка навыков поиска выхода из сложных ситуаций и формирования позитивного мышления и позитивного образа будущего.

23. Развитие умений психологической коррекции пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля и умений найти замену "значимым другим".

24. Формирование системы компенсаторных механизмов, направленных, в частности, на появление внутренней возможности ответственного отступления в субъективно непреодолимой ситуации.

25. Научение навыкам создания психологически безопасной атмосферы в семье и коллективе. Тренировка умений успешного разрешения конфликтных ситуации и более оптимального взаимодействия с родственниками и сверстниками.

26. Формирование компенсаторных механизмов поведения и улучшение психологической адаптации.

27. Развитие навыков творческого приспособления к новой ситуации, уменьшение эмоциональной зависимости и отказ от разрушительных форм поведения, злоупотребления алкоголем, психоактивными веществами, самоизоляции и пассивности.

28. Научение методам улучшения социальной интеграции, например, через учебную или общественную деятельность, конструктивное использование досуга.

29. Выработка навыков построения приносящей удовлетворение жизни в обществе, школьном или рабочем коллективе.

30. Улучшение интегрированности в семье.

Отношения в семье - база для нормального развития человека. Если оно содержит в себе теплоту, сопереживание и доверие, то и в общении с другими людьми человек сможет проявлять и принимать эти чувства, что и формирует психологическую устойчивость ко всякого рода стресс-факторам. Поэтому поддержка семьи, друзей и других близких людей играет большую роль в предотвращении самоубийства. А значит, необходимо научить человека жить в семье и взаимодействовать со всеми её членами.

31. Избавление от выученной беспомощности и негативной триады.

Основой для избавления от негативного когнитивного стиля (выученной беспомощности и негативной триады) является теория оптимизма Мартина Селигмана. Она возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования "выученной беспомощности". В ходе этих экспериментов обнаружилось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди очень устойчивы и не становятся беспомощными, сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма и предположил, что именно приобретенный в успешной "борьбе с реальностью" оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у "пессимистичных" людей, склонных к формированию выученной беспомощности (Зелигман, 1997; Ромек, 2000). По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде. Именно через стиль атрибуции (приписывания) "просеивается" опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма - преувеличивается.

32. Умение отыгрывать выработку возможных решений проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний.

Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе со склонными к самоубийству людьми. Суицидент должен: (а) представить себя в безвыходной ситуации, (б) прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы и (в) попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний. После этого клиенту даётся задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем. Примерно те же принципы лежат в основе подхода, который использует доктор Кейт Хотон в Оксфорде. Он готовит суицидента к будущим кризисным ситуациям следующим образом. Терапевт представляет клиенту гипотетическую, но абсолютно реалистическую ситуацию, способную спровоцировать кризис, ситуацию, схожую с теми, в которых человек оказывался в прошлом, и затем они детально исследуют, какую линию поведения следует избрать в данной ситуации.

Терапевтические модели и методы подбираются индивидуально. Доказана эффективность при работе с проблемами суицидальных клиентов таких направлений психотерапии, как когнитивно-поведенческая, гештальт-терапия, психодрама, нейролингвистическое программирование, семейная терапия и ряд других.

Берегите себя и своих близких!
Искренне Ваш Евгений Седов
www.easedov.ru