Основные особенности психологической коррекции

Основные особенности психологической коррекции

Главной особенностью психологической коррекции является то, что психолог с помощью специальных методов стремится привести личность клиента к эталону. Но, к сожалению, под эталоном далеко не каждый специалист подразумевает лучший вариант развития личности. Так на женских тренингах во главу угла могут ставится психологические характеристики продажных барышень, а мужчинам гуру от психологии часто навязывают модели поведения инфантильных капризных детей. Поэтому очень важно обращать внимание на образование специалиста и его отношение к традиционной психологической науке и основанным на ней методам воздействия.

Требований к профессиональному образованию психокорректора, опыту его работы и ответственности за свои действия предъявляется гораздо больше, чем в случае с психологом-консультантом, но меньше, чем к тем же характеристикам психотерапевта. Так педагог-психолог с университетским образованием может проводить психокоррекционную работу с детьми и педагогами, но не в состоянии оказать психотерапевтическую помощь никому.

Ещё одной отличительной чертой является то, что в  психотерапевтической работе гораздо большую роль играет личность специалиста, чем при психокоррекции, даже если используются одинаковые методы работы. Психокорректор просто отрабатывает данные методы, как менеджер, врач, педагог, а в психотерапевтическом пространстве всегда присутствует психотерапевт со своими уникальными личностными особенностями, и, соответственно, обнаруживаются такие явления, как перенос, контрперенос, определённые чувства к непосредственному специалисту со стороны клиента и другие. Поэтому в процесс подготовки психотерапевтов входит не только теоретическое и практическое обучение, но и личностная проработка специалиста. Каждый психотерапевт обязан пройти сотни часов личной терапии и супервизии и продолжать данный процесс на протяжении всей своей практики, чтобы «не лечить свои проблемы об клиентов».

Недостаток образования и личной проработки психокорректора перед психотерапевтом вполне компенсирует более широкое использование специальных психокоррекционных методик. Грамотное их применение становится важнее личности психокорректора. Вся канва психокоррекционной работы сплетается из методик, к которым выдвигаются достаточно серьёзные требования и результаты которых зачастую более измеримы, чем в процессе психотерапии. Таким образом, психокоррекционная работа в большей мере базируется на использовании методик, а психотерапия — на принципах выбранного направления (психодинамического, поведенческого или гуманистического) и на личном искусстве специалиста.

Поскольку при психокоррекционной работе именно специалист ставит цели, ориентируясь на определённую норму, то и ответственности несёт гораздо больше, чем при консультировании и недирективной психотерапии, но эта ответственность в основном базируется на правильном выборе и использовании психокоррекционных методик. Роль же клиента при психокоррекции чаще всего оказывается пассивной, что затрудняет развитие его самостоятельности и ответственности при решении насущных проблем. Человек «вручает себя» психологу, чтобы тот на своё усмотрение восполнил имеющиеся у него недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки. Активность же клиента заключается лишь в том, чтобы иметь желания измениться и выполнять указания специалиста, а не в экзистенциальной работе над собой и принятии на себя большей ответственности в своей жизни, как это происходит в процессе психотерапии.

Когда при психологическом консультировании проблемы клиент решает самостоятельно после встреч или в периоды между ними, тогда в процессе психокоррекции и психотерапии специалист сопровождает человека на всём пути изменения своего эмоционального состояния, качеств личности и жизни. Поэтому психокоррекционная работа успешно применяется как на этапах развития, так и на этапах лечения и реабилитации, а также и на этапах первичной, вторичной и третичной профилактики. То есть грамотное использование методов психокоррекции может оказаться более универсальным, нежели психологическое консультирование и психотерапия. Даже правильное использование психокоррекционных методов с целью лечения может в определённой ситуации заменить психотерапию. В то же время наиболее эффективным оказывается подход, когда эти три варианта оказания психологической помощи взаимно дополняют друг друга.


Евгений Александрович Седов получил мощное университетское образование как педагог-психолог, что позволяет ему проводить психокоррекционную работу, затем он окончил многолетнюю программу по подготовке психотерапевтов и ряд дополнительных курсов повышения квалификации, пройдя в том числе и сотни часов личной терапии и супервизии, а также приобрёл богатый опыт и как психолог-консультант, и как ведущий психокоррекционных занятий, и как психотерапевт. Поэтому в руках Евгения Александровича каждый из этих видов оказания психологической помощи имеет высочайшую эффективность и позволяет, как никому другому, применять комплексный подход в решении проблем обратившегося к нему человека.

Добро пожаловать на психокоррекционные занятия к опытному педагогу, психологу, сексологу Евгению Александровичу Седову — и будьте уверены в результате!


Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru