ВОПРОС ПСИХОЛОГУ:
Евгений, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Возможно, Вы знаете, чем отличается православный психотерапевт от просто психотерапевта?
ОТВЕЧАЕТ ПСИХОЛОГ ЕВГЕНИЙ СЕДОВ:
Кирилл, сегодня существует более 600 направлений в психотерапии. многие из них являются самобытными и самодостаточными, поскольку в их основу положена та или иная философия, система взглядов и представлений о сущности человека и его жизни. Например, психоанализ основан на традициях европейской философии и ассоциативном мышлении, а в основу гештальт-терапии были положены восточные философии и научное мышление, выраженное в принципах Гегеля, поведенческое же направление базируется на принципах научного эксперимента и атеистическом мышлении. Виктор Франкл, пережив несколько страшных лет в фашистском концлагере, разработал свою систему взглядов, во главу угла ставящую не стремление реализовать сексуальные желания, как в психоанализе, которых, отмечу, в застенках, в принципе, и не было, не механистическую тренировку тех или иных навыков, как в поведенческом подходе, ведь многие так и остались людьми в плену и сохранили свою внутреннюю свободу, а стремление человека к смыслу жизни и экзистенциональным ценностям, которые помогали заключённым выжить, пусть даже жизнь была чередой страданий и спасение было призрачным. Так появлялись многие направления в психотерапии, в основу которых ложились те или иные системы взглядов их авторов.
Само собой, христианская церковь и православие имеют собственные представления о жизни и природе человека, поэтому на базе того или иного религиозного учения возникают психотерапевтические школы.
Так православный психотерапевт будет руководствоваться не только данными, полученными в результате научных исследований, порою даже подвергая критике атеистические способы изучения природы человека, не учитывающие его духовные аспекты, не только на взгляды экзистенциональных психотерапевтов, например, упомянутого выше Виктора Франкла, считая их важными, но недостаточными, но и в первую очередь на православное богословие и наследие святоотеческого аскетического опыта, ставя во главу угла веру в существование Бога и единство тела, души и духа человека. Так невротиком объявляется человек особо чувствительный ко своей греховности, а не с подавленными сексуальными и другими бессознательными желаниями, как у З.Фрейда, и не с заблокированной потребностью в самореализации, как у гуманистических психотерапевтов.
Ещё одним важным отличием является то, что в православной психотерапии подавляется Я человека, его самость, поскольку верующий нацелен на вечную жизнь, а в традиционной психотерапии происходит усиление Я человека, его самости, обеспечивающее комфортное и благополучное существование в этом мире.
Таким образом, православная психотерапия имеет свои уникальные отличия от всех остальных направлений психотерапии и может оказаться эффективной, особенно для верующих.
Добро пожаловать на профессиональные консультации и психотерапевтические занятия к опытному психологу, сексологу и гештальт-терапевту Евгению Александровичу Седову
Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru