012. ЕСЛИ МАЛЬЧИКА БЬЮТ ОДНОКЛАССНИКИ...

ВОПРОС ПСИХОЛОГУ:

Уважаемый Евгений Александрович! Я бабушка 3-классника. У нас есть проблема взаимоотношений с отдельными мальчиками-одноклассниками. Бывает, задирают всеми возможными способами, один подговаривает другого. Внук - человек доброжелательный, искренний, к нему всегда хорошо относятся одноклассницы, уважают его. Он очень открытый. Из-за частых отсутствий по болезни ещё в садике (большинство детей из одной группы) были пропуски, проблемы с учёбой. Очень много работали сами, с репетиторами. Сейчас у нас почти одни оценки 4, кроме русского. Причём, не получаются только диктанты. И то ошибок уже немного, но на 2 пока (пропускает буквы не на правила). Мальчик общительный, интересно рассказывает о своих увлечениях, много увлечений. Но в школе стеснительный, неактивный. Учитель не очень к нему внимателен. Дома он совершенно другой. Добрый, ласковый, щедрый с детьми. Мы уже столько преодолели! Я педагог с 39-летним стажем, мать имеет 2 высших образования. Нам не столь важны оценки, но как помочь ребёнку стать сильнее в этом мире? Что делать, чтобы не стал изгоем? Как стать независимым? Прежние нравственные ценности, привитые моим детям, не срабатывают. Подскажите направление.

ОТВЕЧАЕТ ПСИХОЛОГ ЕВГЕНИЙ СЕДОВ:

Уважаемая, Нина, по возможности давайте вашему мальчику больше мужского воспитания. Читайте книги о мужчинах, героях, военных, первооткрывателях, добившихся с нуля своего успеха людях. Обсуждайте с ним перипетии сюжетной линии, как поступил герой в той или иной ситуации. Обязательно проговаривайте, как поступил бы мужчина и как поступила бы женщина, как поступил бы сильный и как поступил бы слабый, тогда более чёткая и ясная картина появится в голове у ребёнка, как должен поступать он. Есть масса великолепных книг, фильмов, где показано мужское поведение не только взрослых мужчин, но и школьников, твёрдое, ответственное, благородное. Например, моя любимая - Валентины Осеевой "Васёк Трубачёв и его товарищи" с яркими персонажами, с рядом поднимаемых в ней серьёзных этических вопросов и жизнью ребят в военное время. Вы, как опытный педагог, знаете такие книги не понаслышке. Мужчина - это тот, кто не боится вступить в противостояние, в первую очередь, психологическое. Отступающих добивали всегда, отступающие терпели более всего потерь, взять хотя бы советскую армию в 1941 или наполеоновскую в 1812. Лев не ест впереди бегущих ланей, он загрызает только слабых и отстающих. Инстинкт самосохранения говорит: ешь слабых, а то умрёшь голодным. Таков мужской мир - мир хищников. Мужская психология устроена иначе женской. Где-то стоит и прикрикнуть на мальчика, не жалеть, а разобрать его ошибки в конфликтной ситуации, что он не правильно сделал и что следовало бы сделать, чтобы выиграть противостояние. Передавайте мальчику больше ответственности в семье, в уходе за собой и своим пространством, чаще говоря "сделай сам". Так он научится брать на себя ответственность за всё, что с ним происходит, в том числе за своё поведение в конфликтных ситуациях со сверстниками. Если всё время сваливать ответственность на других, что, мол, они задирают, то это тупик. Он сам должен осознавать свою силу, мужскую природу, правоту. В мужском конфликте либо бьют в зубы, либо смотрят сверху вниз и говорят спокойным шёпотом. Готовность быть выше, выдержать психологическое давление и физическое столкновение - вот важнейшие составляющие победы.

Из книги "Психолог на связи" (Е.А.Седов, 2017).

Добро пожаловать на профессиональные консультации и психотерапевтические занятия к опытному психологу, сексологу и гештальт-терапевту Евгению Александровичу Седову

Задать свой вопрос, уточнить детали и записаться на конфиденциальный приём можно ВКонтакте или по электронной почте info@easedov.ru

Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru