4 вида ответственности


Здравствуйте, дорогие друзья!
Меня зовут Евгений Седов.
Я гештальт-терапевт, кризисный психолог, педагог-психолог, коуч, тренер.

Сейчас мы поговорим об ответственности.

Ответственность - это стержень личности, это опора на самого себя, это способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции.
Без этого не возможно полноценно управлять своей жизнью, т.к. при этом происходит передача управления внешним силам (обстоятельствам, людям, структурам).

Нарушение способности формирования здоровой ответственности за свою жизнь ведёт к невротическим расстройствам. Невротик не способен опираться на себя. И поэтому он стремиться манипулировать людьми, чтобы получить поддержку. Невротик совершенно забывая о своей роли в своей жизни. И пока он верит, что его проблемы порождены кем-то другим, у него нет желания меняться самому.

Ответственность можно разделить на 4 вида.

1) Personality-ответственность связана с принятыми нами интроектами и социальными ролями, с чувством долга и нашим воспитанием. Здесь человек живёт по чужим правилам, исполняя лишь написанную кем-то другим роль.
Принятие Personality-ответственности - это хорошо, но уникальная личность становится второстепенной.
Основными причинами погружения в Personality-ответственность являются страх, чувства вины и стыда, интроекты и слияние с ролью.
Чем больше человек живёт по написанным кем-то правилам, обесценивая собственные чувства и желания, тем жёстче рамки, в которые он сам себя загоняет, тем меньше свободы выбора и возможностей. Часто человек даже не видит, что выбор есть. И не осознаёт разницы между “хочу” и “надо”.
Поскольку в гештальт-терапии человек рассматривается исключительно в системе организм-среда, то и полное отвержение социальных норм оказывается вредным для общества, так как при этом идёт навязывание разрушающих человеческую природу мнений убийц, извращенцев и потребителей. Часто показной отказ от Personality-ответственности вызван комплексом неполноценности, желанием якобы “выделиться” из толпы, доказать всем (а в первую очередь самому себе), мол, “я на что-то способен”.

2) Id-ответственность - это ответственность за свои ощущения, чувства, потребности, желания и связанные с ними мысли и поступки. Такие фразы, как: “Он меня раздражает”, “Она меня обижает”, “Из-за тебя я волнуюсь” и другие - говорят о перекладывании ответственности на другого за свои “плохие” чувства раздражения, обиды, волнения. При этом можно остаться “ни при чём” и, если тот “проглотит” обвинения, иметь возможность манипулировать им по средствам комплекса вины.
Придавая особое место Id-ответственности, можно эффективно бороться с некоторыми навязанными интроектами, снижать внутренний контроль и обличать слияние.
Основными причинами отказа от Id-ответственности являются проекция, слияние с персоной и ссылка на особое состояние, типа “Ой где был я вчера, не найду днём с огнём...”.
Здесь человек передаёт ответственность за свою жизнь окружающей среде и превращается в пассивно ожидающую жертву.
Отказ от Id-ответственности часто связан с избеганием чувств вины, обиды, стыда, со страхом наказания и признания своих ошибок.
Слияние с персоной - это, когда чувства и желания одного воспринимаются, как чувства и желания другого. “Мы сегодня какали”.
Тенденция избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые Перлз назвал "дырами в личности". Согласно Перлзу, индивидуум проецирует что-то вовне тогда, когда не может это мобилизовать в самом себе.
Основной причиной погружения в Id-ответственность является принадлежность - принятие ответственности за все аспекты жизни на себя, самобичевание и чувство вины
При этом чувства вины и страха позволяют нарушить адекватное принятие Id-ответственности и манипулировать другими людьми, навязывая им Personality-ответственность, т.е. необходимые роли жертвы, послушного ребёнка или сотрудника.
Но Id-ответственность может противоречить Personality-ответственности, когда человек признаётся в своих противоправных, аморальных поступках (убийство, насилие, извращения, вандализм), не осознавая своей ответственности перед обществом, тем самым навязывая разрушительные интроекты обществу.

3) Ego-ответственность - это ответственность за свои выбор, решения, рационализацию и фантазии.
Для женщин это любимая игра и в любви, и в ссорах.
Каждый миг своей жизни человек делает выбор, как ему поступить и как относиться к происходящему. У человека возникает иллюзия отказа от Ego-ответственности, когда он уходит в Personality-ответственность, прячась за интроектами “так надо” или “так принято”. Но это тоже выбор, выбор бездействия, безынициативности. И за это выбор, как за любой другой, человек несёт ответственность.
Это уникальность гештальт-терапии, которая рассматривает не только стимул-реакцию, но и промежуточное состояние - выбор.
Первая причина отказа от Ego-ответственности заключается в подавлении желания, чтобы не сталкиваться с трудностью принятия решения. Как говорится, “сделать выбор - это значит отчасти умереть”, т.е. выбрав одно, мы отказываемся от массы возможностей. Случается, что человек застревает в ситуации выбора, как известный осёл, умерший от голода между двумя копнами сена, Здесь и другая причина отказа от Ego-ответственности - страх ошибиться, страх сделать неправильный выбор. При этом человек не стремиться осуществить свои желания, чтобы не рисковать и тем самым избежать неудач. Однако, такая стратегия может привести к депрессии. Также человек может отказаться от свободы выбора и доверить его другим. Здесь можно привести в пример проблему сектантства.

4) Super-ответственность - ответственность за ответственность.
Человек живёт в обществе и не редко несёт ответственность за развитие способности нести ответственность другого человека, это особенно ярко проявляется в отношениях “родитель-ребёнок”, “учитель-ученик”, “терапевт-клиент”.
Распределение ответственности между двумя людьми происходит по принципу: чем больше ответственности берёт на себя одна сторона, тем меньше её остаётся другой.
По Хикнеру, профессиональная ответственность терапевта - это “ходьба по острию” между ответственностью ЗА и ответственностью ПО отношению к другой личности.
Это прежде всего соблюдение своих границ и границ клиента, осознание причин нарушения границ. Ответственность за своё умение принимать ответственность. Формирование подлинно диалогических отношений и атмосферы доверия. Своё психическое и физическое здоровье, включенность, спонтанность и открытость. Профессиональное реагирование на отсутствие ответственности у клиента, выявление способов ухода от неё и прояснение это для клиента. Обозначение рамок своих компетенций.
Терапевт не отвечает за чувства клиента, за его способы обращения с собственной жизнью, но отвечает за поддержание процесса осознавания у клиента и за собственные чувства и реакции на клиента, за свои способы взаимодействия с клиентом, за умение быть в контакте.
Таким образом, основной причиной отказа от Super-ответственности являются личные проблемы терапевта. А основной причиной погружения в Super-ответственности являются профессиональное выгорание терапевта, когда он переносит модели поведения в терапии и в непредназначенные для этого области жизни или отношения.

Мною были разработаны и усовершенствованы методы работы с каждым видом ответственности и с каждым ее нарушением (погружение в ответственность и отказ от ответственности), которые я эффективно применяю в своей практике.

Для того, чтобы терапия была действительно эффективной, первоочередной задачей каждого гештальт-терапевта является задача научения клиента способности принимать ответственность за свои чувства, реакции, поступки, за свою жизнь.
Цель моей классификации – более глубокое осознавание роли ответственности для жизни и помощь при научении балансировать между порой полярными аспектами ответственности. А это и есть истинная свобода, самостоятельное управление своей жизнью, осознание, что именно ты повелитель своей жизни.

Доклад создан на основе практической деятельности в Нижегородском Женском Кризисном Центре и теоретической работы, написанной в рамках обучения в Московском Институте Гештальт-Терапии и Консультирования.
Вот основные источники теоретических аспектов работы:
1. Гештальттерапия. Теория и практика. Джон Энрайт. Гештальт ведущий к просветлению. Пер. с англ. / М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
2. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт терапии - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004 - 384 с.
3. Перлз Ф. Практика гештальттерапии (Практикум по гештальттерапии. Гештальт-подход и свидетель терапии) - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002 - 480 с.
4. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. - 358 с.
5. Клаудио Наранхо. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Пер. с англ. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 304 с.
6. Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия.
7. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. / Сер. Золотой фонд психотерапии. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 768 с.
8. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2004. - 272 с.
9. Дроздов А.А., Дроздова М.В.  Справочник психотерапевта, 2005 г.
10. Трунов Д. Г. Что мы имеем в виду, когда говорим об ответственности? Доклад на III практическом семинаре по проблемам ТЭПП, Пермь, ОЦПППН, 17 мая 2000 г.
11. Елена Тузикова - Ответственность и гештальт-терапия  [статья]
12. Милена Гольц - Кто несет ответственность за мою жизнь?  [статья]

Берегите себя и своих близких!
Искренне Ваш Евгений Седов
www.easedov.ru