273. КОГДА УЧИТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ШКОЛУ


ВОПРОС ПСИХОЛОГУ:

Евгений, здравствуйте. Ситуация такая. 

У меня педагогическое образование. Когда я училась в школе, обожала играть в школу, простите за тавтологию, то есть рисовала журналы, указочкой водила по доске, проводила мини-уроки с подружками, объясняла темы и т.д. Мне казалось кайфом быть учительницей. Когда же я попробовала себя в этой роли, я поняла, что не могу работать в этой сфере: трудно держать дисциплину в классе, я слишком мягкая, дети это чувствуют и потом садятся на шею, то есть начинается шум, гам, и отметки плохие ставить мне трудно, жалею учеников... А педагоги мне потом выговаривают, что я слишком мягкая, и другие подгруппы детей жалуются, что к ним строго относятся, а мои дети в шоколаде. Ещё нюанс с бумажной волокитой: куча документации для заполнения, я человек творческий и что-то могу забыть заполнить вовремя, а потом — депримирование, а зарплата у педагога итак небольшая. 

Короче, мечты не совпали с реальностью. Как считаете, я зря пошла на педагога? Может, попробовать обучать на дому, пойти в частный центр какой-то или гувернанткой? К слову, я работала в колледже, и со взрослыми студентами легче работать, чем с детьми в школе, но официоз тоже немного напрягает, моя вольная натура бунтует. 

Короче, я плохой учитель, как выяснилось? Хотя предмет свой люблю и владею хорошо им, это отмечали коллеги на открытых уроках. 

ОТВЕЧАЕТ ПСИХОЛОГ ЕВГЕНИЙ СЕДОВ: 

Екатерина, добрый вечер. Вы задали вопрос актуальный для многих моих друзей по педагогическому университету, а там я получил две специализации: учитель математики и педагог-психолог, — после чего работал в качестве учителя в школе и частным образом 10 лет. Я Вас хорошо понимаю. 

Конечно, редкие детские мечты совпадают с реальностью, поскольку на поверхности может смотреться всё очень красиво, но это лишь верхняя часть айсберга, а основная его часть находится под водой, так и основная часть любой деятельности находится в тени, будь это преподавание, конструирование новых кораблей, деятельность предпринимателя или музыканта. Везде есть трудности. И очень важно учиться справляться с этими трудностями. Не играть в школу и не снимать только сливки, а работать и кушать суп, ибо мир несовершенен и нужно уметь напрягаться, чтобы радоваться работе, и кушать витамины, чтобы быть здоровым и долго жить. 

Как в работе в системе образования, так и в частной практике репетитора есть свои сложности. В образовательных учреждениях нужно заполнять много бумаг, приспосабливаться к официальному стилю общения и находить баланс между требованиями к ученикам и взаимодействием с коллегами. В то же время в частной практике есть не менее сложные препятствия: постоянный поиск учеников, знание множества учебников и подходов, умение построить правильный контакт с ребёнком. Здесь больше динамики, больше нужно изучать и уметь, в том числе разбираться и в постоянно меняющихся современных технологиях, лучше подбирать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его скорость усвоения материала, знать, какие педагогические приёмы лучше работают с конкретным ребёнком и как построить с учётом всех особенностей каждое занятие, ну и, естественно, уметь рекламировать свои услуги и продавать их. Поэтому напрягаться нужно будет в любом случае. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» — гласит народная мудрость, хотя, кажется, что тут такого — сиди да взмахивай удочкой, забрасывая щучек да окуней в ведёрко, — а нет, и в рыбалке есть свои трудности. И их нужно уметь преодолевать. Только это умение преодолевать трудности гарантирует в конечном итоге удовольствие от результата проделываемой работы в школе, науке или бизнесе. 

Вам лучше всего сначала определиться со своими индивидуальными особенностями на полноценных психологических консультациях, пройти профориентационные методики для более конкретного определения сферы деятельности, в которой Вы достигнете максимального результата, и освоить недостающие знания, умения, навыки, которым, к сожалению, не обучают в ВУЗах, но которые необходимы для беспроблемной работы в выбранном Вами направлении, например, при работе в школе это и управление аудиторией, умения правильно воздействовать на учеников, чтобы они слушались и при тихом тоне Вашего голоса, приёмы грамотного общения с коллегами и многое-многое другое, а при частной работе банальное определение основной модальности ученика и умение объяснять любой материал в соответствии с этими особенностями уже значительно облегчает работу. Кто-то берёт силой и строгостью, а другой — техничностью и мудростью. Поэтому накачивать мышцы или тренировать психологические навыки выбирает каждый самостоятельно. Но в любом случае нужно прикладывать усилия. Только тогда будет результат и удовольствие! 

Из книги "Психолог на связи" (Е.А.Седов, 2017).

Добро пожаловать на профессиональные консультации и психотерапевтические занятия к опытному психологу, сексологу и гештальт-терапевту Евгению Александровичу Седову

Задать свой вопрос, уточнить детали и записаться на конфиденциальный приём можно ВКонтакте или по электронной почте info@easedov.ru

Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru