060. КАК ПОМОЧЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ БДСМ?


ВАСИЛЬ:

Евгений, есть ли методики лечения БДСМ-зависимости? 

ЕВГЕНИЙ СЕДОВ: 

Добрый день, Василь. Данный вопрос как раз по моему профилю. Я секс-терапевт №1 в России и занимаюсь проблемами сексуальной жизни с точки зрения психотерапии. К сожалению, в России подобного рода работа практически никем более не ведётся. Помогаю скорректировать половое поведение, убрать комплексы, которые приводят к отклонениям, в том числе занятию сексом в стиле БДСМ, осознать свои истинные желания и потребности в жизни и сексе, обрести уверенность в постели без использования «БДСМ-костылей» и в итоге жить полноценной сексуальной жизнью. 

ВАСИЛЬ: 

Евгений, мне просто хотелось бы специальную литературу на русском языке почитать. В общих чертах все понятно. Отзывы разные существуют. Некоторые считают, что это неизлечимо полностью, как наркомания, например. Мне интересна клиническая практика. Как процесс лечения в динамике выглядит... 

ЕВГЕНИЙ СЕДОВ: 

Василь, сегодня в литературе представлено очень много точек зрения на садизм и мазохизм, данные виды сексуального расстройства включены в международную классификацию болезней (МКБ-10) и находятся в разделе психических заболеваний. Но существует известная сложность в диагностике подобного рода парафилий, поскольку часто непросто выявить степень проявления симптомов и определить их в категорию приемлемых или неприемлемых, особенно в тех случаях, когда речь идёт об использовании данных видов сексуальной практики по согласию обоих сторон. Сегодня западные ученые даже выделяют: 1) «малый садизм», присущий нормальной сексуальной жизни, в который входят: ментальный садизм (проявляющийся в воображении), визуальный садизм (проявляющийся в пассивном наблюдении) и символический садизм (проявляющийся в психологическом подавлении и унижении других); 2) «генуинный садизм», проявляющийся в непосредственном причинении боли другому человеку с целью получения удовольствия или удовлетворения. С точки зрения отечественной психиатрии и сексологии: «Все формы сексуальных перверзий не являются болезнями в нозологическом смысле, а являются лишь синдромами, наблюдающимися при различных душевных заболеваниях» (Посвянский П.Б., 1972). Наиболее разработан данный вопрос пока только в практике психиатрии, криминальной сексологии и психоанализа, но каждый из этих подходов грешит недостатками. Наиболее эффективным подходом к лечению садизма и мазохизма является подход, в котором прежде излечивается основное заболевание, а подобного рода парафилии рассматриваются только в качестве симптомов (они пропадают сами собой в ходе лечения основного заболевания). Сегодня Б.В.Шостакович, А.А.Ткаченко считают, что «Аномальное сексуальное поведение является самостоятельным видом патологии. Существование собственных закономерностей формирования и развития — одна из отличительных особенностей перверсий». Но данное направление пока не разработано в общей практике. 

Для прояснения противоречий в понимании данных видов сексуальных расстройств и в целях избежания крайностей при определении диагнозов садизма и мазохизма, следует руководствоваться разработанными и принятыми в клинических кругах критериями сексуальной нормы. Так, для признания нормальными партнерских сексуальных отношений, по мнению Гамбургского сексологического института, необходимо соблюдение следующих критериев: 1) различие пола; 2) зрелость; 3) взаимное согласие; 4) стремление к достижению обоюдного согласия; 5) отсутствие ущерба здоровью; 6) отсутствие ущерба другим людям. Понятие об индивидуальной норме (Godlewski, 1977) включает в нормальные виды сексуального поведения следующие проявления: 1) по непреднамеренным причинам не исключают и не ограничивают возможность осуществления генитально-генитальных сношений, которые могли бы привести к оплодотворению; 2) не характеризуются стойкой тенденцией к избеганию половых сношений. 

Таким образом, сегодня в науке и практике нет единого подхода не то чтобы к лечению, а даже к пониманию садизма и мазохизма. 

С точки зрения неклинической психотерапии личностей, увлекающихся БДСМ, садизм и мазохизм воспринимаются в качестве проявления тех или иных психологических особенностей. Например, созависимым личностям характерны мазохистические наклонности, а контрзависимым — садистические. 

Комплекс мужского бессилия может проявляться и как садизм, и как мазохизм. В униженном положении мужчине не нужно быть сильным и иметь хорошую эрекцию, чтобы естественным способом удовлетворить женщину, он это делает с помощью рук, языка и восхищения, а в роли доминанта мужчине часто тоже не нужно быть психологически (эмоционально) близким, заботиться о женщине и проявлять свою сексуальную силу, а его мужественность подчёркивается не тем, что он действительно мужественен, а тем, что перед ним слабая жертва и специальными приспособлениями. Кто сильнее: мужчина, уложивший медведя одним ножом, или мужчина в железных доспехах с пулемётом в руках, который пошел на связанного и спящего медведя? Чтобы доминировать, нужно либо быть сильнее, либо противник должен быть слабее. При этом если противник слабее, то можно и не становиться сильнее, а довольствоваться теми крохами силы, что ещё есть в теле. 

У женщин мазохизм выражает страх совершать действия по реальному эмоциональному контактированию с другим человеком, страх проявлять свою здоровую агрессию (в психологическом понимании) и направленность данной агрессии вовнутрь («аутоагрессивное поведение» и «ретрофлексия» на языках психотерапии). Доминируют же женщины чаще те, кто страдает аноргазмией при естественном половом акте и комплексует по поводу своего тела, принимая восхищение раба ролью госпожи на свой счёт и получая сексуальное удовлетворение от тех форм секса, от которых она может его получать. 

С точки зрения гештальт-терапии, садизм и мазохизм являются лишь проявлениями определённых механизмов прерывания контакта, а с точки зрения теории условных рефлексов — результатом научения. 

Рассматривая человеческую жизнь в целом, можно заметить, что садизм и мазохизм в постели могут быть компенсацией за униженную или доминирующую роль в обществе соответственно — психика стремится к балансу (например, в жизни строгий начальник любит поиграть в униженного, а отвергаемая мужчинами дамочка из-за своего неформатного тела любит поиграть в госпожу). 

Таким образом, садизм и мазохизм являются лишь проявлением тех или иных психиатрических заболеваний или психологических комплексов, соответственно, для излечения от подобного рода парафилий необходимо глубокая психотерапевтическая работа, связанная с выявлением и устранением основных проблем. 

В этом свете секс в стиле БДСМ в целом некорректно называть зависимостью, поскольку за ним чаще стоят другие психологические и физиологические механизмы, нежели в случае наркомании и прочих известных химических и нехимических зависимостей. Хотя в отдельно взятых случаях психологические зависимости в отношениях могут проявляться в виде подобного рода сексуальной практики. Главное — насколько глубоко специалист или человек, столкнувшийся с БДСМ-зависимостью в своей жизни, может проанализировать проблему. Ведь, в сущности, БДСМ-зависимость и в целом сексуальная зависимость — это лишь бегство от близости, способ уйти от страха наладить подлинную психологическую близость в паре.   

Из книги "Психолог на связи" (Е.А.Седов, 2017).

Добро пожаловать на профессиональные консультации и психотерапевтические занятия к опытному психологу, сексологу и гештальт-терапевту Евгению Александровичу Седову

Задать свой вопрос, уточнить детали и записаться на конфиденциальный приём можно ВКонтакте или по электронной почте info@easedov.ru

Берегите себя и своих близких!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru