Искусство задавать вопросы - это важнейшая составляющая психотерапии суицидов.
Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: "Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?", - то в них подразумевается ответ, который вам хотелось бы услышать. Если при этом человек ответит: "Нет", - то вам уже не удастся помочь ему в разрешении суицидального кризиса.
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: "Ты думаешь о самоубийстве?". Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: "С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?" Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: "Иными словами, вы говорите..." Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
Не бойтесь говорить о самоубийстве. Большинство людей чувствуют неловкость, разговаривая на столь пугающую тему, и это проявляется в отрицании или избегании её. Беседа не может спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность человека и подозрительность к вам.
Иногда соблазнительно отрицать, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей всех возрастов, рас и социальных групп совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-то угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
В то же время вам самим не следует отрицать возможность суицида. Если вы услышали от кого-то о суицидальных намерениях, то у вас может появиться желание сказать: "Нет, вы так на самом деле не думаете". Для таких выводов у вас нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги. Именно так проявляется один из важных механизмов психологической защиты - рационализация. Отчаявшийся человек, посвящая вас в свои мысли и желания, хочет получить помощь и сострадание. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то суицидент может посчитать суждение типа: "Вы на самом деле так не думаете", - как проявление отвержения и недоверия. Если вести беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом откровенном участии в его судьбе.
Одной из наиболее важных задач терапии суицидов является определение источника психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку "питательной средой" суицида является секретность.
Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: "Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?" Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.
Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: "Мне кажется, вы очень расстроены", - или: "По моему мнению, вы сейчас заплачете". Имеет смысл также сказать: "Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас". Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с супругом или детьми. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.
Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется "оценкой средств, имеющихся для решения проблемы". Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: "Не было ли у вас раньше сходных переживаний?" Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта. Также нужно учесть, что не только личный опыт, но и опыт близких людей, друзей или кумиров может помочь человеку в разрешении суицидального кризиса.
Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым дни человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о "самом лучшем" времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?
Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Это и помогает справиться с суицидальными желаниями и намерениями. Если же человек не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то ещё одним методом предотвращения самоубийства и лечения негативного психоэмоционального состояния является семейная терапия. Тогда все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным. Госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье в целом.
Берегите себя и своих близких!
Помните, что лучше заранее предотвратить отчаянные поступки и кардинальные меры лечения.
Берегите себя и своих близких!
Искренне Ваш Евгений Седов
www.easedov.ru