Глубинная Проработка Чувства Взрослости


Здравствуйте, дорогие друзья!
С вами педагог, психолог, гештальт-терапевт Евгений Александрович Седов.

Чувство взрослости — одно из важнейших новообразований подросткового возраста, «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» (Д.Б.Эльконин). Подросток уже не хочет быть ребёнком, но и взрослым ещё не может стать. Социальная, экономическая и эмоциональная зависимость от взрослых часто тормозит развитие подростка. Его стремление стать равноправным во взрослом мире начинается с «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д.

В это время необходимо развивать в подростке подлинное чувство взрослости, в ином случае он может так и остаться ребёнком, нежелающим взрослеть, брать на себя ответственность и управлять своей жизнью. Нужно помочь ребёнку пройти этот период «бури и натиска», преодолеть пропасть между миром детей и миром взрослых, справиться с «когнитивным дисбалансом» и сменой «жизненных пространств», найти себя и цели в жизни, выстроить планы по самореализации.

Именно для этого, для развития чувства взрослости, и был мною разработан активизирующий опросник «Глубинная проработка чувства взрослости» (Е.А.Седов). Он позволяет совершить глубинные изменения в личности подростка, помогая ему стать взрослым, принять ответственность и несовершенство взрослого мира, определить свои сильные и слабые стороны, найти своё место под солнцем. Его можно использовать как при самостоятельной работе над собой, так и в процессе терапевтической работы с подросткам и тем, кто хочет наконец-то повзрослеть.

Активизирующий опросник «Глубинная проработка чувства взрослости» (Е.А.Седов) позволяет проводить тренинговую программу для подростков (беседы, классные часы) «Рождение взрослого», состоящую из 4 (8) занятий: «Я и моя семья», «Я и моя ответственность», «Я и мой образ», «Я и взрослые».

Данный опросник будет полезен для подростков и их родителей, для классных руководителей и педагогов, для школьных психологов и психотерапевтов разных направлений.

ИНСТРУКЦИЯ 

Постарайтесь как можно подробнее ответить на вопросы, прислушиваясь к собственным чувствам. Если вы работаете самостоятельно, то заведите для ответов на вопросы отдельную тетрадь и подробно записывайте в неё свои мысли и чувства. Вы не обязаны за один вечер ответить на все вопросы, вы можете работать над ними 8-16 дней, главное — не забрасывайте начатое на полпути. Если вы работаете с психологом, мамой или верным товарищем, то постарайтесь обстоятельно обсудить с ним все свои мысли и чувства, зачастую именно в обсуждении открывается истина, появляется возможность взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, а самое важное запишите в тетрадь. Не спешите и не пропускайте ни одного вопроса. Удачи!  

1. Как меня зовут? Как я отношусь к своему имени?
2. Я есть в этом мире, я существую в нём?
3. Я имею права быть в этом мире, я имею право на жизнь?
4. Ценен ли я только потому, что я существую?
5. Какова моя ценность в этом мире?
6. Какова ценность работы над собой? Каковы ожидания от ответов на данные вопросы?
7. Что я даю миру своим существованием?
8. Как я влияю на мир?
9. Как я влияю на своих родителей?
10. Как я влияю на людей?
11. Как я чувствую свою причастность к семье, к своему роду?
12. Кто я в моей семье?
13. Как опыт моих родителей, моего рода влияет на меня?
14. На кого я больше всего похож в своём роду и что мне это даёт и что ограничивает?
15. Как я ощущаю свою уникальность в семье?
16. Как я отношусь к своим ошибкам?
17. Как я отношусь к ошибкам своих родителей, родственников?
18. Как я ощущаю свою мужественность?
19. Как я ощущаю свою женственность?
20. Как я проявляю свою мужественность?
21. Как я проявляю свою женственность?
22. Как я отношусь к детям?
23. Как я отношусь к тому, что у меня будут дети?
24. Как я отношусь к отношениям с противоположным полом?
25. Как я отношусь к мысли, что буду состоять в браке?
26. Как я отношусь к ответственности?
27. Что для меня «быть ответственным»?
28. Как я отвечаю за те роли, что играю в семье, в общении с друзьями, в школе (на работе, в обществе)?
29. Что я разрешаю и запрещаю делать (себе и другим) и почему?
30. Как я отвечаю за свои чувства, эмоции, мысли?
31. Какие чувства, эмоции, мысли я разрешаю и запрещаю проявлять (себе и другим людям в общении со мной) и почему?
32. Как я отвечаю за свои выборы и поступки?
33. Как я делаю выбор, насколько это сложно?
34. Какую долю ответственности я беру в отношениях с родителями, родственниками?
35. Какую долю ответственности я беру в отношениях с друзьями, другими людьми?
36. За что я отвечаю и за что я не отвечаю в отношениях с другими людьми?
37. Как я представляю себя?
38. Насколько я удовлетворён тем, что есть в моём образе?
39. Что мне хотелось бы изменить в моём образе?
40. Как я отношусь к своему телу?
41. Как я отношусь к своему полу и его признакам?
42. Каково моё ощущение внутреннего мира?
43. Как я отношусь к своим чувствами и эмоциям?
44. Какие чувства я чаще всего испытываю и в каких ситуациях?
45. Как я разрешаю себе проявлять чувства и эмоции (радость, страх, вину, слёзы, любовь)?
46. Как я отношусь к отдельным частям своего тела, чувствам, эмоциям, переживаниям?
47. Каково моё ощущение к собственной цельности (единству тела и души)?
48. Как часто я ощущаю одиночество, покинутость?
49. Что мне не хватает, когда я чувствую одиночество, покинутость?
50. Как я проживаю своё одиночество, покинутость?
51. Как я отношусь к морально-нравственным критериям?
52. Как я соотношу себя с морально-нравственными критериями?
53. Что для меня важнее морально-нравственных критериев?
54. Есть ли разница между людьми и какова она?
55. Как я отношусь к разнице между людьми?
56. Как я проживаю разницу между людьми, разницу между мной и родителями, мной и друзьями, мной и детьми, мной и взрослыми?
57. Хочу ли я быть взрослым?
58. Что значит для меня «быть взрослым»?
59. Как часто я критически отношусь к взрослым и взрослому миру?
60. Кто для меня взрослые? В чём и насколько идеальны и несовершенны они?
61. В чём и насколько идеален или несовершенен взрослый мир?
62. В чём и насколько идеален или  несовершенен я?
63. В чём я слабее, на равных, превосхожу взрослых?
64. Где моё место во взрослом мире?
65. Какие требования предъявляют ко мне взрослые?
66. Какие требования я предъявляю взрослым?
67. Как я проживаю разочарование в совершенстве взрослого мира?
68. Как я проживаю разочарование в совершенстве взрослых, родителей, друзей?
69. Как я проживаю тревогу и страх перед несовершенством, неопределенностью окружающего мира?
70. Как я проживаю потерю эмоционального контакта с родителями?
71. Ожидаю ли я равенство в общении с взрослыми?
72. Зачем мне равное отношение с взрослыми?
73. Что я чувствую, когда общаюсь не на равных с взрослыми?
74. Что я чувствую, когда общаюсь на равных с взрослыми?
75. Как я проявляю недовольство в общении с взрослыми?
76. Как я говорю о том, что хочу общаться на равных с взрослыми?
77. Что нового для себя я открыл, отвечая на вопросы?
78. Насколько важны для меня эти открытия?
79. Каковы мои мечты и планы на будущее?
80. Что я хочу пожелать себе во взрослом мире и отношениях с взрослыми?

Будьте счастливы, дорогие друзья!

Искренне ваш, 
педагог, психолог, гештальт-терапевт
Евгений Александрович Седов